История: |
Летом 1964 года студенты Уральского политехнического института впервые выехали работать в Казахстан. Целый железнодорожный состав лучших представителей Свердловского студенчества отправился выполнять строительные работы на освоенных и еще не освоенных целинных землях.
Уральские парни бывали в Казахстане и раньше. Тогда молодые люди, имеющие специальности трактористов и комбайнеров ездили в основном помогать убирать первые целинные урожаи. Но именно с 1964 года, после принятия правительственного решения об увеличении темпов строительных работ на этой территории, на освоение целинных и залежных земель была массово направлена самая активная часть молодежи - студенчество. Поэтому 1964 год считается годом зарождения Свердловского стройотрядовского движения.
В составе Свердловского трудового десанта направившегося на Целину был отряд и с Металлургического факультета УПИ. Строительные отряды того времени не имели собственных названий и были исключительно факультетскими. Молодые парни и девчата достойно представляли родной Уральский край в далеких целинных землях. Несмотря на тяжелые природные условия казахской степи, дневную жару и ночной холод, пылевые бури и отсутствие хоть сколько-нибудь нормальных жизненных условий, студенты строили жилые дома, возводили промышленные и хозяйственные сооружения, создавали сети и коммуникации.
Студенты Металлургического факультета в составе сводного отряда УПИ в эти годы выезжали работать в Гурьевскую и Семипалатинскую области Казахстана. Без средств механизации, в условиях постоянной нехватки строительных материалов и инструментов, не имея трудовых навыков и опыта строительных работ, молодые ребята справлялись с поставленными задачами и выполняли запланированные объемы. Ни плохое продовольственное снабжение, ни отсутствие питьевой воды не могли сломить твердого духа первых целинных строителей. Недаром, многие студенты УПИ, в том числе металлурги, были награждены медалями "За освоение целины" и представлены к другим правительственным наградам.
Именно тогда в кругу Свердловских студентов появилось понятие "Целина", до сих пор символизирующее студенческое стройотрядовское лето. Именно с этих лет студенческий строительный отряд "Прометей" - первый отряд металлургического факультета ведет свою историю.
Весной 1967 года под руководством комитета ВЛКСМ был сформирован очередной состав студенческого строительного отряда Металлургического факультета Уральского политехнического института для выезда на целину в Казахстан. На собрании после бурных и продолжительных обсуждений отряду было дано имя "Прометей". Командира, комиссара и мастера отряда в то время назначали решением бюро ВЛКСМ факультета.
В отряде было шесть девушек, включая пятикурсницу из Свердловского медицинского института, которая была отрядным врачом, и около сорока парней с разных курсов и специальностей нашего факультета. Кроме того, отряду дали на перевоспитание трех трудновоспитуемых подростков.
Перед выездом на Целину бойцам "Прометея" была выдана форма: зеленая рубашка, песочного цвета брюки и разноцветные нашейные платки и соломенные шляпы типа сомбреро, что отличало нас от других отрядов. Бойцы отряда получили также целинные значки "Студенческая целинная стройка".
Выезд на Целину-67 производился централизованно. Отряд выезжал в составе целого эшелона студенческих отрядов УПИ. Все мы дружно доехали до станции Жангиз-тобе, а вот далее студенческие отряды разъехались каждый по своим местам дислокации. ССЛ "Прометей" направлялся в Аксуатский район, на юго-восток в сторону горного хребта Тарбагатай (а это более 200 км, 12 с лишним часов езды на автобусе).
Основных строительных объектов было три, и располагались они на значительном расстоянии друг от друга (30-50 км). Отряд, соответственно, был разделен на три бригады, которые трудились и жили отдельно друг от друга. Девушки периодически меняли поварскую специальность на строительную и, сменяя друг друга, работали: одну неделю на кухне, а другую - на рабочих объектах.
Одним из объектов было строительство кошары для овец. Кошару строили из саманного кирпича. Саман (смесь глины с соломой) готовили и замешивали разными способами, в том числе и народным - ногами. Но самым действенным способом оказалось привлечение быков. Рабочие быки, привлекаемые к этому процессу, были очень крупными животными с крутыми боками с огромными рогами. Такому большому и гордому животному было морально тяжело и где-то даже унизительно подвизаться на такой неквалифицированной работе, как тупо ходить по кругу и месить саман. Уговаривать их особо было некогда, а потому ребята использовали народный казахский способ: врезать увесистой палкой по бычьей морде. Это придавало быку дополнительный импульс, смиряло его с неизбежным, и он спокойно спускался в яму и приступал к своим обязанностям. Особым шиком у парней считалась верховая езда на этих быках, правда, после 15 минут катания ноги наездника приобретали форму широкой бычьей спины.
Другим рабочим объектом была баня, её строили бутобетонным способом. Крупные камни в опалубке заливались бетоном, поэтому стены будущего сооружения получались монументально массивными. Все бы ничего, но парни очень недоумевали, зачем казахам баня, ведь они не моются традиционным банным способом.
Третья бригада занималась ремонтом жилого дома в центральной усадьбе совхоза.
Были и другие небольшие объекты, но желания и возможности работать у отряда(к сожалению) было больше, чем строительных материалов и предоставленной работы.
Условия жилья в отдельных бригадах отряда были разные, но для этих целей старались выделять все-таки капитальное жилье. Место, в котором проживала бригада, трудившаяся в центральной усадьбе совхоза, ребята окрестили отелем "Интеллект". Хотя, в других, отдаленных местах работы готовить пищу и питаться приходилось в полевых условиях под открытым небом.
С питанием тоже было не совсем просто. Первое время ассортимент продуктов был предельно прост: макароны и мясо. Как узнали позже, казахи разворовали целый железнодорожный состав с продуктами, предназначенными, в том числе и для всех уральских студентов. И только когда руководстве нашего зонального штаба пригрозило жалобой чуть ли не в ВЦСПС, привозимые продукты стали отличаться хоть каким-то разнообразием. Даже как-то в наш лагерь привезли почти целый грузовик огурцов и несколько фляг с айраном (местной простоквашей).
То, что простиралось вокруг, для ребят, привыкших к родному Уралу, казалось непривычным и диковинным. Голая, ровная как лист степь с огромными расстояниями и редкими поселками, по которой можно было ехать далеко-далеко в любом направлении, не опасаясь ухабов и тряски. И только обилие всевозможной мелкой живности (сусликов, сурков, тушканчиков и прочих грызунов), разных птиц и насекомых хоть как-то разнообразило достаточно унылый пейзаж. Недалеко находились горы - хребет Тарбагатай. Рядом, буквально в 30 км, проходила китайская граница.
В казахской степи ребята увидели то, чего никогда не видели до того, да и не могли увидеть, на своем родном Урале. Однажды рано утром (в пятом часу утра) девушки, занятые приготовлением завтрака, вдруг увидели… мираж: это было видение южного города на берегу моря в окружении экзотических растений…
Но особенно сильное впечатление производили пыльные бури. Как-то это грозное природное явление застало парней во время работы. Был спокойный знойный летний день, светило солнце, и все вдруг увидели, как надвигается черная непроницаемая стена. Местные с криками начали прятаться по укромным местам, бойцы незамедлительно последовали их примеру. Из своих укрытий наблюдали, как в пыльно - песчанной мгле над головами пролетали ведра, носилки, прочие инструменты, потом полетели предметы и потяжелее: доски, козлы и прочее. Все это оставило неизгладимый след в памяти.
Вообще, специфические казахские нравы и обычаи вызывали постоянное удивление и недоумение. Так, например, в новых построенных домах казахи держали домашних животных, а сами селились рядом в юртах, объясняя это тем, что юрта гораздо удобнее для житья, нежели дом: там, мол, теплее зимой и прохладнее жарким летом. А еще поражало отношение казахов к своим умершим родственникам. Для отошедшего в мир иной специально строилось роскошное сооружение с башенками и другими архитектурными излишествами, куда ставили мебель, посуду, предметы быта и прочее. По сравнению с юртами и домами для живых казахов, эти могильники выглядели настоящими дворцами.
В августе месяце состоялся зональный фестиваль ССО. В программе фестиваля были заявлены спортивные мероприятия: игры в волейбол, баскетбол и т.п. и культурные - в виде смотра выступлений агитбригад. Бойцы ССО "Прометей" пели песни, читали стихи… Как вдруг появились казахи, и много. Тут же образовался круг, в центре которого начались соревнования борцов. Ведь для местного населения борьба была излюбленным видом единоборства и одновременно захватывающим зрелищем. В этом борцовском состязании поучаствовали и наши парни из Свердловских отрядов.
В один из редких выходных дней была запланирована поездка на пограничную заставу (на советско-китайскую границу). О предстоящей поездке договаривались заранее, к ней тщательно готовились, и встреча обещала быть интересной. Бойцам "Прометея" было интересно познакомиться с условиями службы и жизни пограничников. Пограничники тоже нетерпением ожидали приезда уральских парней и девчонок. Но тут надо вспомнить, что отношения между СССР и КНР в то время были крайне напряженными, практически военными. Советско-китайская граница охранялась очень тщательно и строго: с обеих сторон границы была сделана разделительная полоса и натянута колючая проволока. Но в это время, один из местных жителей увел отару овец на китайскую территорию. Был большой переполох на обеих сторонах границы. Застава, куда отряд собирался приехать, срочно была переведена на особый режим несения службы, командир заставы получил соответствующее взыскание… Короче говоря, планируемая поездка не состоялась.
Примерно через неделю этот "международный турист" вернулся обратно вместе со своей отарой. Как оказалось, местность и с той и с другой стороны границы - историческая казахская территория, и казахи ее знают гораздо лучше и советских и китайских пограничников. Когда у этого казаха спросили, как он прошел через все заградительные полосы, он ответил, что прошел через горы, там, где нет никаких разделительных полос и колючей проволоки, там, где ходили и его отец, и его дед. На вопрос: "Зачем ходил на китайскую сторону?" он, не особенно задумываясь, ответил, что в прошлом году там была хорошая трава, а в этом году трава плохая, поэтому он быстро вернулся.
Но отряд все же посетил приграничные горы, где с одной из вершин в расстроенных чувствах от несостоявшейся встречи ребята прокричали в сторону китайской территории все, что думали о Мао и его политике, и показали все, что хотели показать…
Подводя итоги Целины 1967 года, можно сказать, что, несмотря на все трудности, а их было немало, несмотря на жару и тяжелую работу, несмотря на "сухой закон", эта Целина нам очень понравилась. Многое было в первый раз. Многое мы поняли и многому научились. Но самое главное, мы обрели себе настоящих друзей на всю оставшуюся жизнь.
За годы своего существования отряд побывал в огромном количестве мест: Карелия, Казахстан, Колымская ГЭС, Синегорье, Заполярье, Надым и так далее. И везде ребята в целинках с названием "Прометей" и мужчиной с факелом несли кусочек огня людям, пытаясь зажечь их, дать надежду, веру.
Из ССО "Прометей" вышли такие известные люди, как декан МТ УГТУ-УПИ Гервасьев М.А., депутаты государственной думы Баков А. и Бурков А., многие преподаватели УГТУ-УПИ.
В годы перестройки ССО "Прометей", как и многие другие отряды, на несколько лет прекратил свое существование. Но старики отряда, уехавшие в Москву, взяли инициативу в свои руки и восстановили отряд в 1999 году, в год 35-летия ССО "Прометей". Они организовали выездную Целину молодому отряду в городе Москва, передали традиции и научили настоящей отрядной жизни. За что им огромное спасибо!
|